Jewel&Travel #19 (#1'2021)
Анонс номера
Что не так с бирюзой?
(статья для дискуссии по результатам минералогической выставки в Тусоне (Аризона, САШ), апрель 2021)
Бирюза испокон веков почиталась за свой небесный цвет, мягкий полуматовый блеск. Этот благородный камень был желанен и стоил дорого. Вот что читаем мы в популярной книге Тюльпаковой Ольги "Драгоценные ступени": "...И что должен чувствовать человек, увидевший в породе грязно-землистого цвета прожилки и натеки камня небесной чистоты? Как минимум - обещание удачи. Мало того, приуроченность самоцвета к меднорудным месторождениям, то есть к самым ранним центрам выплавки меди и изготовления оружия и доспехов, навсегда связали этот камень с воинами. Им украшали мечи, колчаны для стрел, конскую сбрую и т.п. Камень надежды превратился в символ победы, что на персидском звучит как "пируз" или "фируз". В Россию поступало из Ирана оружие, декорированное этим самоцветом, за которым так и закрепилось в нашей стране название бирюза. В Европу он поступал через Турцию, поэтому его знают там как турецкий камень (turguoise).
Однако бирюза была символом победы не только на поле боя, но и в любви, так как из меди делали не только оружие, но и зеркала. Именно медное зеркало - атрибут Афродиты и символ планеты Венеры (...). Кости, замещенные бирюзой - одонтолиты - ассоциировались с костями влюбленных, которые и под страхом смерти не желали расставаться.
Но самоцвету свойственно выцветать, желтеть и даже вовсе разрушаться под воздействием прямых лучей солнца, различных масел, косметики. Это еще больше увязало небесный самоцвет с капризной удачей и ветреной любовью. Но бирюза, со свойственным ей оптимизмом, призывает владельца не унывать, а наслаждаться мигом победы и готовиться к новым битвам".
Но прошли века, месторождения истощились, но слава небесного камня и желание людей им обладать остались. А как нас учили на политэкономии: "Спрос рождает предложение".
Что мы сейчас носим в своих украшениях?! 90% бирюзы на рынке - это так называемая "облагороженная" или "улучшенная". Не будем рассматривать синтетические разновидности. Натуральная твердая и качественная бирюза в настоящее время практически отсутствует в природе и встречается на каменных развалах в мизерных объемах. Количество по-настоящему природной бирюзы измеряется первыми килограммами, а то и сотнями граммов. Это легендарная Синайская бирюза из Египта, Иранская из Нишапура, Слипин Бьюти (Спящая красавица), Кингман, Бисби из Аризоны, Карико лэйк, Канделярия, Блю лэндер, Фокс и Ройстон из Невады. Самая дорогая синайская бирюза в настоящее время стоит до 3 долларов за грамм и ее можно встретить только в Америке на минералогических выставках. Остальные перечисленные разновидности стоят от 20 центов до 90 центов за грамм, но и их единичные экземплряы залежались в запасниках частников-"дедушек".
Но мир полон парадоксов: готовых украшений со вставками из этих разновидностей на ювелирном рынке огромное количество. При этом изделия эти не назовешь дорогими и эксклюзивными. В чем же дело?! Секрет в американском методе "улучшения" исходно мелованных, рыхлых, некондиционных агрегатов алюмофосфатов, к группе которых относится бирюза. Этот метод называется Закери, по имени автора изобретателя. Пропитывающий состав, его компоненты, хранятся в секрете. После применения исходный "мелованный", невзрачный и некондиционный материал становится пригодным для механической обработки, приобретает благородный бирюзовый цвет и не содержит компонентов пластика, акриловых или эпоксидных смол. Считается, что продукция, полученная этим методом, может называться натуральной. Именно эти камни мы и видим на рынке.
Метод Закери эксклюзивно применяется только в США. Исходный материал различных алюмофосфатов, таких как агрегаты крандаллита, фаустита, варисцита, которые по сути не являются бирюзой и имеют невысокую стоимость (50-100 долларов за кг), трансформируются во вполне приличный, красивый и технологичный продукт! К таким материалам относятся большинство имеющихся на рынке разновидностей "бирюзы". Самые известные это, конечно же, аризонская Слипин Бьюти, мексиканская Сонора Голд, казахстанская Жиланды (Майкаин) и Канатказган, китайская Хубэй, Египетская или Синайская, американская Шахта номер 8 и многие другие. Эти месторождения давно отработаны, но энтузиасты извлекают из отвалов что-то похожее на бирюзу...
Собственных месторождений бирюзы в России нет, но есть проявления у ближайших соседей (Узбекистан, Армения, Казахстан), которые даже близко по запасам и качеству не имеют ничего общего с легендарной исторической бирюзой. Конечно, и этот материал становится по внешнему виду и возможности применения в ювелирном деле приближаться к нашим представлениям о бирюзе только после облагораживания, стабилизации. Но чтобы и экспертное сообщество его воспринимало как натуральное - надо везти в США для облагораживания методом Закери.
Любители-одиночки, которые предпочитают свое время проводить в экспедициях и экспериментах создания чего-то интересного из своих находок, собирают по отвалам то, что уже никогда не заинтересует промышленные предприятия и организации по добыче драгоценных камней. Породу обрезают, подшлифовывают, подвергают механической и химической очистке для облегчения заморочек по облагораживанию в дальнейшем уже в США.
Изделия из улучшенной бирюзы, прошедшей такое кругосветное путешествие выглядят довольно привлекательно. Стабилизированная бирюза несколько ярче, чем улучшенная по методу Закери, но в ней присутствуют синтетические смолы. И здесь уже выбор за потребителем, что предпочесть. Но остается вопрос - насколько этично весь этот улучшенный и облагороженный продукт называть БИРЮЗОЙ? Может дать какое-то самостоятельное название, например, бирюзоид?!
Синайская бирюза
Бирюза Слипин Бьюти (Аризона)
Бирюза Сонора Голд, Мексика
Изделия из казахстанской улучшенной бирюзы
Изделия из стабилизированной бирюзы